В ожидании апокалипсиса...
Новости → Прочее
Представьте себе спокойное субботнее утро, например, будущего года. Внезапно на всей территории США 12 тысяч седанов Tesla Model S заводят двигатели и выезжают на улицы. А потом, используя функцию автопилота, на максимальной скорости направляются к АЗС, пешеходным улицам, остановкам общественного транспорта, торговым центрам. Кроме человеческих жертв, при столкновениях разрушаются и загораются их накопители, что усугубляет последствия...

И это не фантастика, как утверждают эксперты по компьютерной безопасности, например, Zach Aysan на страницах журнала The Weekly Standart.

Речь идет об уязвимости «нулевого дня», на которой в последние годы хакеры стали фокусировать усилия. Специалисты говорят не об отдельных группировках, а о структурах, пользующихся поддержкой и ресурсами целых государств. Их целью является получение контроля над всей системой/структурой, а не над ее отдельным элементом вроде единственного автомобиля. А как помните в последнее время даже они уже стали оружием на пешеходных улицах. Напомним, в 2010 году, благодаря вирусу Stuxnet, была фактически остановлена иранская ядерная программа. В 2015-м взломаны бортовые системы 1,4 млн. автомобилей концерна «FIAT Chrysler Automobiles», хотя здесь обошлось без человеческих жертв. В 2016-м китайскими хакерами взломана система управления автомобилей Tesla Model S. Производитель ее усовершенствовал, но в прошлом году та же участь постигла Model X... В ноябре 2017-го стало известно, что компания «Uber» 13 месяцев скрывала утечку данных 57 млн. пользователей своего приложения, причем предпочла заплатить хакерам...

Проблема кроется в усложнении современных автомобилей, не говоря уже о перспективных, оснащенных системами автономного управления. Например, программный код первого американского космического корабля содержал 500 тысяч строк. К 2020 году программный код самого бюджетного автомобиля Ford будет содержать не менее 100 млн. строк. И при необходимости спрятать среди них вирус не составит труда. Тем более, до «нулевого дня», он может не проявлять себя годами. Эксперты считают, что слабым местом является так называемая CAN-шина, сетевой интерфейс CAN (Controller Area Network), который используется во всех современных автомобилях. Он был создан в конце 90-х годов прошлого столетия, получил широкое распространение в «нулевые» годы и позже, но абсолютно не удовлетворяет современным требованиям компьютерной безопасности. Такой интерфейс используется, например, на сервисных станциях для диагностики и при ремонте автомобилей.  Ясно, что компьютеры сервисной станции подключены к одной сети в рамках предприятия. Разумеется, дилер связан с производителем техники, а через него - с сервисными станциями, в том числе и в других странах. Усугубит ситуацию и случаи, когда некая компания работает с несколькими брендами. Кстати, «иранский опыт» показывает, что достаточно единственной флешки с вредоносным кодом, чтобы заразить самую защищенную сеть, даже не имеющую выхода в Интернет. Но радикальная модернизация Controller Area Network сегодня даже не обсуждается.

Бытует мнение, что существующие антивирусные программы решить данную проблему не могут. Во-первых, в основном они работают «по факту» - вирус должен быть обнаружен и разработаны средства борьбы с ним (по Tesla Model S на это потребовалось 10 дней). Во-вторых, компьютер современного, но не самого совершенного автомобиля с автономным управлением, в час обрабатывает не менее четырех терабайт данных. Их сканирование «на лету» без сомнения увеличит время реакции машины на изменения в дорожной ситуации. В-третьих, седельный тягач Tesla Semi, груженый до разрешенной полной массы, разгоняется от 0 до 60 миль/час (до 96 км/ч) за двадцать, а порожний - за пять секунд.

Закономерный вопрос: по какому поводу вся эта «истерика»? Все дело в том, что в конце прошлого года Палата представителей США (The United States House of Representatives) одобрила законопроект, известный как Self Drive Act, который должен ускорить распространение в стране технологий беспилотного вождения. Естественно, пролоббированный так называемой «Беспилотной коалицией за безопасное движение», в которую входят компании «Google», «Ford», «Uber», «Lyft», «Volvo» и другие...


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.