ТОНАР: супертягач для 200-тонного автопоезда
Новости → Индустрия
МЗ ТОНАР приступил к разработке перспективных 200-тонных автопоездов

Зачем Машиностроительный завод ТОНАР взялся за проектирование автопоезда полной массой 200 тонн, рассчитанного на перевозку до 150 т груза? Все дело в том, что сегодня места добычи полезных ископаемых все сильнее удаляются от мест их переработки или погрузки в железнодорожные эшелоны. Причем отстоят они друг от друга на пять, десять, двадцать, в некоторых случаях - на тридцать и более километров. Для работы на таких плечах не подходят ни классические карьерные самосвалы, которые при перевозке на сколько-нибудь значительные расстояния расходуют неоправданно много топлива и ускоренно изнашивают или рвут дорогущие шины, ни классические дорожные автопоезда из-за слишком малого объема перевозимого груза. Здесь нужна специальная техника, к разработке которой и приступили конструкторы ТОНАРа.

Согласно их замыслу, во главе будущего автопоезда-гиганта встанет седельный тягач с колесной формулой 6х4, с виду хотя и напоминающий обычный дорожный автомобиль, но обладающий куда большими возможностями. Поскольку ему предстоит двигаться по технологическим дорогам, разработчики не связаны никакими массогабаритными ограничениями. В результате перспективная машина получила 25-тонные ведущие мосты и передний 13-тонный мост китайской компании HANDE, а также седельно-сцепное устройство с допустимой нагрузкой 50 т - таких не выпускают ни в Европе, ни в Америке, из-за чего пришлось обратиться к одному из австралийских поставщиков. Ширина автомобиля 3 м, полуприцеп еще на полметра шире. Двигатель - Cummins рабочим объемом 15 или 19 л, с которым агрегатирована гидромеханическая коробка-автомат Allison. Интересно, что конструкторы сначала попытались разместить кабину над двигателем, но высота тягача в результате вышла слишком большой. Поэтому окончательный выбор был сделан в пользу капотной компоновки, что логично: дополнительные полтора-два метра длины для и без того не вписывающегося в габаритные ограничения автопоезда не критичны, но зато упрощается доступ к двигателю, снижается центр тяжести, уменьшаются вибронагрузка и шумность на рабочем месте водителя. Кстати, кабину для будущего седельного тягача ТОНАР не станет заимствовать у какого-то серийного грузовика, а наравне с рамой и надрамником будет изготавливать самостоятельно.

"Серийная кабина не очень подходит для специфичных условий, в которых эксплуатируются подобные автопоезда" говорит технический директор ТОНАРа Юрий Вайнштейн. "На их маршруте нет пунктов для отдыха и питания, а значит, кабина, хотя и одноместная, должна быть достаточно просторной, чтобы водитель мог встать в ней в полный рост, потянуться, размять ноги, вымыть руки, разогреть пищу и съесть ее за нормальным столиком. То есть для водителя эта кабина должна стать вторым домом".

Предусмотрена модификация тягача и с дизелем Тутаевского моторного завода: в отличие от устанавливаемого на карьерные самосвалы ТОНАР-4525 близкого по мощности ЯМЗ-650, выпускаемого по лицензии Renault Trucks, тутаевский дизель фактически полностью локализован, а потому после обрушения курса рубля стал дешевле и, что важно, всегда обеспечен российскими запасными частями.

Таким же двигателем будет комплектоваться и карьерный самосвал нового поколения. Как и у ныне выпускаемого заводом ТОНАР-4525, его грузоподъемность составит 45 т, но кабину завод будет делать самостоятельно. На той же базе впоследствии планируется создать шасси под установку грузовой платформы или специального технологического оборудования, применяемого прежде всего в нефтегазовой отрасли. Правда, подобные машины - более отдаленная перспектива. Первым все же увидит свет седельный тягач, точнее - перспективный 200-тонный автопоезд. Если все пойдет по плану, это случится в конце весны - начале лета.


Дополнительные материалы


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.