Дизтопливо: ситуация на грани кризиса
Новости → Прочее
Эксперты продолжают предупреждать об ожидающем российский авторынок серьезном дефиците дизельного топлива. И, судя по их прогнозам, он побьет все «рекорды» прошлых лет.

Аналитики уже отметили, что биржевые цены на этот вид топлива достигли исторических максимумов. По их ожиданиям, нехватка зимнего дизеля может составить от двух до шести миллионов тонн.

Так, из последних статистических выкладок следует, что «цена зимнего дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 16 ноября обновила исторический рекорд, достигнув 61,528 тысячи рублей за тонну. С начала года цены на дизтопливо выросли на 22,8% (по состоянию на начало ноября), а за год — на 26%».

Ситуация явно не из разряда благоприятных: в топливном сообществе при обсуждении высоких рисков возникновения дефицита дизеля исходят из таких факторов как высокие цены, непродуманная налоговая политика, да низкие зимние температуры со счетов не скидываются.

Например, зампред правления ассоциации «Надёжный партнёр», вице-президент Независимого топливного союза НТС Дмитрий Гусев (в беседе с NEWS.ru) отметил, что «проблемы, возникшие на российском рынке дизельного топлива, могут привести к крупнейшему его дефициту, росту цены до европейских уровней и даже остановкам промышленных предприятий». 

Он также полагает, что дефицит зимнего дизеля в сезоне 2021–2022 года составит от трех до шести миллионов тонн. Отметил эксперт, кстати, и то, что в настоящее время дизельного топлива в стране потребляется (с учетом его производства на нефтебазах) около двадцати миллиона тонн. И для того, чтобы на рынке не возникли проблемы, нефтяникам необходимо будет увеличить его выпуск на двадцать процентов, что по целому ряду причин сделать будет не так просто.

И необязательно, по мнению экспертов, их перечислять, чтобы понять одну очень простую вещь: государство устранилось от решения проблемы – он не создает необходимых условий и стимулов для наращивания производства дизтоплива на нефте-перерабатывающих заводах.

Впрочем, в ведомствах пытаются что-то предпринять: в ФАС, например, предложили увеличить норматив продажи дизеля на бирже с семи с половиной до десяти процентов.

Антимонопольщики полагают, что «это позволит создать запас прочности в период повышенного спроса на зимний дизель». По их мнению, также необходимо снизить долю суррогатной продукции, оптимизировать перевозки топлива и скорректировать демпфирующий механизм.

В перечне всех этих «рецептов» почему-то не упоминается увеличении объёма производства дизельного топлива. Что дает экспертам основание предполагать, причем с большой долей вероятности, возникновение сложностей с обеспечением.

Эту проблему, по мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, можно решить перенаправив, например, часть экспортных поставок на биржу.

Согласен (но лишь частично) с коллегой руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

 - Реализация мер, предложенных ФАС, частично снизит нагрузку на отрасль и может стимулировать компании продавать больше дизеля внутри страны, а не отправлять на экспорт по привлекательным ценам. Но проблему с недостаточным объёмом производства топлива в стране эти меры не решат. Так что стоит готовиться и к дефициту дизеля в разных регионах РФ, и к росту цен, - подчеркнул он.

В общем, впереди – проблемы, и что они будут множиться, если не принять кардинальных мер, тоже очевидно.

- В России изначально следовало бороться с производителями суррогатов, которые не платят акцизы ни на дизельную фракцию, ни на керосиновую. Сейчас легальные производители от производства зимнего дизеля просто отказываются. А это значит, что нас ждёт ещё одна неприятность - рост объёма суррогатного дизтоплива сомнительного качества, - отметил Дмитрий Гусев.


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.