Дальнобой: поборы на дорогах
Последнее событие – задержание начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова лишь в очередной раз показало остроту существующей проблемы. Сафонова и его сообщников обвиняют в продаже (за 19 млн. рублей) поддельных пропусков на перевозку грузов.
Однако грузоперевозчики – народ бывалый, и не хуже иных экспертов разбирающийся в подоплеке подобных историй – уверены, что означенные девятнадцать миллионов всего лишь ежедневная мзда, собираемая коррумпированными сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора. В реальности средства, перетекающие по коррупционным схемам в карманы гаишников и транснадзоровцев, составляют не менее 100 млрд. рублей в год.
Впрочем, о том, что сумму именно с таким набором нулей ежегодно получают коррупционеры, говорят и многие эксперты. И, кстати, по их мнению, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы подобную схему «перекачки» денег выстроить.
- Коррупционная схема до банальности проста, - заметил в беседе с журналистами президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин, - сотрудники ГИБДД и Ространснадзора сами деньги на стационарных и передвижных постах не берут. Этим занимаются посреднические структуры, которые нередко возглавляют бывшие работники контролирующих органов. Деньги так называемые «посредники» могут получать прямо в автомобилях на трассе, или в других не особо приметных местах. Водитель грузового транспорта платит за беспроблемный проезд через посты весового контроля. Его вносят в специальную базу, с которой сверяются дорожные инспекторы. Пропуском для заплатившего может служить путевой лист с заранее поставленным штампом или еще какой-то «дорожный документ». Размеры взяток в регионах, понятное дело, разные.
- Но девятнадцать млн. рублей, которые в качестве взяток приписывают начальнику ставропольской ГИБДД - это просто смешно. Девятнадцать млн. рублей — это ежедневный заработок у гаишников и сотрудников Ространснадзора. Реальная картина оценивается в миллиарды рублей прибыли ежемесячно. Общая сумма поборов в России по такой схеме - около 100 млрд. рублей в год. Так что дворцы есть не только у начальника ГИБДД Ставрополья, - сказал эксперт.
По словам Матягина, «месячный пропуск для одной машины может стоить от 20 до 50 тысяч рублей. Единовременная плата на трассах составляет от 300 рублей до 3 тысяч рублей. Если брать конкретный маршрут, то дорога, например, из Воронежа в порт Новороссийска обычно обходится водителям большегрузов в 9 тысяч рублей».
Но самое, мягко говоря, неприятное, это то, что эта проблема в стране имеет системный характер – многие законопослушные перевозчики и транспортники пытаются по мере сил хоть как-то изменить существующий «порядок поборов», но, как выяснялось на примере упомянутого выше ставропольского Сафонова, в этом деле они пока не очень преуспели.
Впрочем, и сложа руки, не сидят, что уже неплохо. Например, представители ассоциации «Грузавтотранс» этой темой занимаются не первый год. Созданный грузоперевозчиками общественный контроль фиксирует случаи дачи взяток сотрудникам Госавтоинспекции и Ространснадзора за пропуск перегруженных фур. И, кстати, сафоновское дело, можно записать им в актив.
Но выстроенная в регионах коррупционная система еще весьма устойчива, так что у общественного контроля и соответствующих госорганов работы впереди хоть отбавляй.
И коротко об убытках, которые в этом важном секторе несет государство. Здесь весьма показательным может быть простой, в общем-то, пример: если коррупционеры ежегодно обогащаются на сотню миллиардов рублей, то сборы с дальнобойщиков через госсистему «Платон» за год составляют всего около 25 млрд. рублей, а за пять лет существования она собрала почти 130 млрд. рублей. Какие-либо дополнительные комментарии в данном случае, как говорится, излишни.
Комментарии
Грузовые новости
- Новые электрогрузовики от Sany Heavy Industries
- ТМЗ будет выпускать новые моторы для сельхозтехники
- В России за 2024 год было продано более 108 тыс. новых ...
- «Meusburger Новтрак» представил новую подкатную тележку
- Foton Cavan презентовал свой концепт Beacon
- Dongfeng DFH стал в 2024 году самым продаваемым грузови...
- С наступающим Новым Годом!
- Стартовали продажи новой модификации ЛиАЗ-4292 CNG
- 13 современных троллейбусов «Синара — 6254» передали Ка...
- В Нижнем Новгороде начали выпускать новый вездеход Садк...
Последние обсуждения