Дальнобой: поборы на дорогах
Новости → Прочее
Так называемые поборы на дорогах – дело для дальнобойщиков, в общем-то, привычное, тем более что это скорее взятки, которые им давать выгоднее, чем соблюдать закон.

Последнее событие – задержание начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова лишь в очередной раз показало остроту существующей проблемы. Сафонова и его сообщников обвиняют в продаже (за 19 млн. рублей) поддельных пропусков на перевозку грузов.

Однако грузоперевозчики – народ бывалый, и не хуже иных экспертов разбирающийся в подоплеке подобных историй – уверены, что означенные девятнадцать миллионов всего лишь ежедневная мзда, собираемая коррумпированными сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора. В реальности средства, перетекающие по коррупционным схемам в карманы гаишников и транснадзоровцев, составляют не менее 100 млрд. рублей в год.

Впрочем, о том, что сумму именно с таким набором нулей ежегодно получают коррупционеры, говорят и многие эксперты. И, кстати, по их мнению, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы подобную схему «перекачки» денег выстроить.

- Коррупционная схема до банальности проста, - заметил  в беседе с журналистами президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин, - сотрудники ГИБДД и Ространснадзора сами деньги на стационарных и передвижных постах не берут. Этим занимаются посреднические структуры, которые нередко возглавляют бывшие работники контролирующих органов. Деньги так называемые «посредники» могут получать прямо в автомобилях на трассе, или в других не особо приметных местах. Водитель грузового транспорта платит за беспроблемный проезд через посты весового контроля. Его вносят в специальную базу, с которой сверяются дорожные инспекторы. Пропуском для заплатившего может служить путевой лист с заранее  поставленным штампом или еще какой-то «дорожный документ». Размеры взяток в регионах, понятное дело, разные.

- Но девятнадцать млн. рублей, которые в качестве взяток приписывают начальнику ставропольской ГИБДД - это просто смешно. Девятнадцать млн. рублей — это ежедневный заработок у гаишников и сотрудников Ространснадзора. Реальная картина оценивается в миллиарды рублей прибыли ежемесячно. Общая сумма поборов в России по такой схеме - около 100 млрд. рублей в год. Так что дворцы есть не только у начальника ГИБДД Ставрополья, - сказал эксперт.

По словам Матягина, «месячный пропуск для одной машины может стоить от 20 до 50 тысяч рублей. Единовременная плата на трассах составляет от 300 рублей до 3 тысяч рублей. Если брать конкретный маршрут, то дорога, например, из Воронежа в порт Новороссийска обычно обходится водителям большегрузов в 9 тысяч рублей».

Но самое, мягко говоря, неприятное, это то, что эта проблема в стране имеет системный характер – многие законопослушные перевозчики и транспортники пытаются по мере сил хоть как-то изменить существующий «порядок поборов», но, как выяснялось на примере упомянутого выше ставропольского Сафонова, в этом деле они пока не очень преуспели.

Впрочем, и сложа руки, не сидят, что уже неплохо. Например, представители ассоциации «Грузавтотранс» этой темой занимаются не первый год. Созданный грузоперевозчиками общественный контроль фиксирует случаи дачи взяток сотрудникам Госавтоинспекции и Ространснадзора за пропуск перегруженных фур. И, кстати, сафоновское дело, можно записать им в актив.

Но выстроенная в регионах коррупционная система еще весьма устойчива, так что у общественного контроля и соответствующих госорганов работы впереди хоть отбавляй.

И коротко об убытках, которые в этом важном секторе несет государство. Здесь весьма показательным может быть простой, в общем-то, пример: если коррупционеры ежегодно обогащаются на сотню миллиардов рублей, то сборы с дальнобойщиков через госсистему «Платон» за год составляют всего около 25 млрд. рублей, а за пять лет существования она собрала почти 130 млрд. рублей. Какие-либо дополнительные  комментарии в данном случае, как говорится, излишни.


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.