Не­ве­ро­ят­ная эко­но­мия со­лярки
Новости → Индустрия
В Се­вер­ной Аме­рике за­вер­ши­лись до­рож­ные ис­пыта­ния кон­цеп­ту­аль­ного ав­то­по­езда под весьма ам­би­ци­оз­ным на­зва­нием SuperTruck. Про­ект SuperTruck, на­ча­тый не­сколько лет назад, стал пре­крас­ным при­ме­ром, как ком­би­на­ция из мно­же­ства уже зна­ко­мых нам ав­то­мо­биль­ных тех­но­ло­гий и ин­но­ва­ци­он­ных ав­то­ком­по­нен­тов при­во­дит к по­вы­ше­нию аэро­ди­на­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти и про­из­во­ди­тель­но­сти всего транс­порт­ного сред­ства. Ос­нов­ными участ­ни­ками про­граммы, фи­нан­си­ру­е­мой ми­ни­стер­ством энер­ге­тики США (U.S. Department of Energy), стали такие аме­ри­кан­ские ком­па­нии, как ав­то­про­из­во­ди­тель – Peterbilt Motors Co., из­го­то­ви­тель по­движ­ного со­става – UtilityTrailer и из­вест­ный мо­то­ро­стро­и­тель – кор­по­ра­ция Cummins.

Как рас­ска­зы­вает Марио Сан­чес, ди­рек­тор по про­да­жам ком­па­нии Cummins в 2015 году де­лился сво­ими впе­чат­ле­ни­ями: «Во время те­сти­ро­ва­ния, наш ав­то­по­езд SuperTruck пол­ной мас­сой 36 тонн, пре­одо­лел при­б­ли­зи­тельно 1000 км и по­ка­зал очень хо­ро­ший ре­зультат по рас­ходу топ­лива – в сред­нем 10,4 миль на гал­лон (22,7л на 100 км пути). Ко­нечно, уме­ние и опыт во­ди­теля все­гда будут иметь огром­ное зна­че­ние при экс­плу­а­та­ции гру­зо­вого ав­то­мо­биля, но новые топ­ли­во­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии и узлы ре­ально спо­собны по­мочь эф­фек­тивно рас­хо­до­вать го­рю­чее».

По­лу­чен­ные цифры вы­гля­дят как-то не­ре­ально, осо­бенно, если срав­нить со сред­не­ста­ти­сти­че­скими от­рас­ле­выми по­ка­за­те­лями 5,5-6,5 миль/гал­лон. То есть эко­но­мия топ­лива в экс­пе­ри­мен­таль­ном ав­то­по­езде пре­вы­шала 42% по срав­не­нию с со­вре­мен­ными тя­же­ло­во­зами. Од­нако по­след­ние за­меры по­ка­зали сред­не­го­до­вое со­кра­ще­ние по­треб­ле­ния топ­лива на 38%.

С чего все на­чи­на­лось

Чи­нов­ники аме­ри­кан­ского энер­ге­ти­че­ского ве­дом­ства, ор­га­ни­зо­вы­вая в 2009-м году про­ект SuperTruck хо­тели по­лу­чить ин­фор­ма­цию, как и на­с­колько можно по­вы­сить эф­фек­тив­ность гру­зо­пе­ре­во­зок, ис­поль­зуя су­ще­ству­ю­щие типы транс­порт­ных средств.

Ком­па­ния Peterbilt Motors Co. предо­ста­вила свой стан­дарт­ный се­дель­ный тягач мо­дели Peterbilt 587, от­но­ся­щийся к 8-му классу гру­зо­подъем­но­сти. Гру­зо­вик по­лу­чил мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный аэро­ди­на­ми­че­ский пакет на­ве­сок, ко­то­рый вклю­чает об­нов­лен­ный спойлер, два бо­ко­вых об­те­ка­теля шасси, ко­то­рые пре­пят­ствую про­ник­но­ве­нию воз­душ­ного по­тока к ве­ду­щим ко­ле­сам, новые зер­кала зад­него вида, умень­ша­ю­щие ди­на­ми­че­ское со­про­тив­ле­ние и новые ты­ло­вые от­ра­жа­тели ка­бины, из­го­тов­лен­ные из ре­зины, они на­прав­ляют воз­душ­ные по­токи в раз­ные сто­роны от трейлера. Таким об­ра­зом, аэро­ди­на­мика и узлы, сни­жа­ю­щие со­про­тив­ле­ние воз­духа, стали ос­но­вой про­екта SuperTruck.

Ин­те­ресно, что шасси для тя­гача было выбрано в ко­лес­ной фор­муле 6х2, а не 6х4. Тут надо вс­пом­нить отчет не­дав­него ис­сле­до­ва­ния Се­ве­ро­а­ме­ри­кан­ского со­вета по по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти гру­зо­пе­ре­во­зок NACFE (North American Council for Freight Efficiency). В нем утвер­жда­ется, что се­дель­ный тягач 8-го класса гру­зо­подъем­но­сти с ко­лес­ной фор­му­лой 6x2 будет эко­но­мич­нее тра­ди­ци­он­ного для США ана­лога 6х4. Ана­ли­тики NACFE со­об­щают о раз­нице в 2,5% в рас­ходе топ­лива. В ис­сле­до­ва­нии NACFE от­ме­ча­ется, что транс­мис­сии 6x2 се­го­дня в сред­нем стоят на $1000 - $2000 до­роже, чем ва­ри­ант 6x4. И этот па­ра­докс про­ис­хо­дит из-за малых объе­мов про­из­вод­ства узлов 6х2. К пре­иму­ще­ствам при­вода 6x2 также можно от­не­сти умень­шен­ный на 400 кг вес и со­кра­щен­ный объем сер­вис­ного об­слу­жи­ва­ния по срав­не­нию с 6х4. Хотя шины при­вода 6x4 из­на­ши­ва­ются рав­но­мер­нее и более эф­фек­тивно, чем у 6x2. Но в целом 6х2 вы­гля­дит пред­по­чти­тель­нее. Ви­димо, по­этому кон­цепт был со­з­дан на шасси 6х2.

Дру­гие участ­ники про­екта снаб­дили SuperTruck са­мыми пе­ре­до­выми уз­лами. Так Cummins по­ста­вил 6-ти ци­лин­дро­вый дви­га­тель ISX15 мощ­но­стью 600 л.с., ком­па­ния Eaton - но­вей­шую ав­то­ма­ти­че­скую транс­мис­сией. Этот тан­дем даже по­лу­чил спе­ци­аль­ное на­зва­ние SmartAdvantage. Фирма UtilityTrailer под­го­то­вила стан­дарт­ный по­лу­при­цеп, осна­щен­ный всеми из­вест­ными аэро­ди­на­ми­че­скими на­вес­ками (фрон­таль­ные от­ра­жа­тели, ста­би­ли­за­торы, съём­ные юбки, уста­нов­лен­ные по пе­ри­метру ниж­ней кромки трейлера, а также хво­сто­вик по­лу­при­цепа).

Надо от­ме­тить не­дав­ние со­з­дан­ные аэро­ди­на­ми­че­ские эле­менты, по­пу­ляр­ность ко­то­рых еще только на­би­рает обо­роты. Это спе­ци­аль­ные кол­паки, уста­нав­ли­ва­е­мые в диски ве­ду­щих осей се­дель­ного тя­гача. Ис­сле­до­ва­тели уста­но­вили, что если кол­паки с ши­нами об­ра­зуют глад­кую по­верх­ность, то умень­ша­ется воз­душ­ное со­про­тив­ле­ние, и умень­ша­ется рас­ход топ­лива на 1,3%. Вто­рой не­дав­ней но­вин­кой, также об­на­ру­жен­ной в ав­то­по­езде SuperTruck стали ка­либ­ро­ван­ные брыз­го­вики фирмы Ducarbo Solutions. В этой фирме утвер­ждают, что бла­го­даря пер­фо­ра­ции, тур­бу­лент­ность во­круг ко­леса сни­жа­ется. Это опять таки при­во­дит к эко­но­мики топ­лива при­мерно на 1-2%.

Те­сти­ру­е­мый ав­то­по­езд был уком­плек­то­ван со­вре­мен­ными элек­трон­ными ком­по­нен­тами, среди ко­то­рых можно от­ме­тить круиз-кон­троль RunSmart, объеди­нен­ный с си­сте­мой по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния GPS и циф­ро­вой трех­мер­ной 3D кар­то­гра­фией фирмы Navteq. Это устройство оце­ни­вает ланд­шафт марш­рута на милю впе­ред и за­бла­го­вре­менно под­би­рает самую эф­фек­тив­ную с точки зре­ния рас­хода топ­лива пе­ре­дачу в КП.

Спе­ци­а­ли­сты по шинам утвер­ждают, что от со­сто­я­ния колес, пра­виль­но­сти их уста­новки, раз­ница в рас­ходе топ­лива может быть зна­чи­тель­ной. Кор­рект­ный выбор шин, с уче­том всех па­ра­мет­ров со­про­тив­ле­нию ка­че­ния, ав­то­мо­биля, груза и ка­че­ства до­роги, спо­соб­ствует сни­же­нию по­треб­ле­ния топ­лива на 9-11%. Именно по­этому спе­ци­а­ли­сты Peterbilt и UtilityTrailer не за­были уста­но­вить на ав­то­по­езд шины с низ­ким со­про­тив­ле­нием ка­че­нию с бес­про­вод­ной си­сте­мой мо­ни­то­ринга дав­ле­ния воз­духа в шинах SmarTire.

Таким об­ра­зом, со­брав и во­пло­тив в про­екте SuperTruck весь на­коп­лен­ный пе­ре­до­вой опыт, аме­ри­кан­ские ин­же­неры по­ка­зали, чего можно до­биться и если хо­тите «вы­жать» из ти­по­вого транс­порт­ного сред­ства. Ре­зультат ис­пыта­ний, ра­зу­ме­ется, вдох­нов­ляет ор­га­ни­за­то­ров про­екта, но мо­то­ри­сты Cummins уже видят пер­спек­тиву, каким об­ра­зом можно пре­взойти чем­пи­он­ские ре­зультаты SuperTruck. Сей­час ин­же­неры Cummins ра­бо­тают над си­сте­мой улав­ли­ва­ю­щей тепло от вы­пуск­ных кол­лек­то­ров дви­га­теля, чтобы на­кап­ли­вать эту энер­гию, а затем ис­поль­зо­вать её в дру­гих си­сте­мах тя­гача. «Эта тех­но­ло­гия имеет по­тен­циал, чтобы стать клю­че­вой при до­сти­же­нии боль­шей эф­фек­тив­но­сти рас­хода топ­лива в бу­ду­щем», счи­тает Марио Сан­чес.

Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.