Рынок газовых автобусов в России
Федеральная программа перевода муниципального транспорта на газовое топливо, сопровождаемая весомыми дотациями на приобретение новой техники, плюс активное расширение сети газозаправочных станций усилиями ООО "Газпром - Газомоторное топливо" гарантируют устойчивый спрос на газомоторную технику в ближайшие годы. И нет ничего удивительного в том, что на рынке работающих на голубом топливе машин не только не уменьшилось количество игроков, но и появились новые имена. В этом обзоре представлены компании, предлагающие сегодня на российском рынке газомоторные автобусы.
Старейший игрок в данном сегменте - "Группа ГАЗ", которой принадлежат бренды ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ. ЛиАЗ предлагает уже ставшую классикой модель 5256 в городском и пригородном вариантах, а также полунизкопольный 5293, низкопольный 5292 и сочлененный 6213 для работы в крупных городах. Все эти автобусы имеют варианты исполнения с газовым двигателем Cummins мощностью 255 л.с. (кроме 6213 с 280-сильным двигателем MAN) и газовыми баллонами, установленными в специальном коробе на крыше.
В среднем классе "Группа ГАЗ" предлагает два автобуса Курганского завода: полунизкопольный городской КАвЗ-4270 и пригородный КАвЗ-4238. Обе машины оснащены двигателем Cummins мощностью 168 л.с., но у городской газовые баллоны установлены на крыше, а у пригородной в отдельном отсеке под полом салона.
И, наконец, автобусы малого класса, выпуском которых не первый десяток лет занимается ПАЗ. Завод активно продвигает свою новую разработку Вектор-4, среди модификаций которой есть и машина с газовым двигателем Isuzu мощностью 130 л.с. запасом топлива в баллонах, размещенных под полом. Еще одна модель предприятия, ПАЗ-32053, заводом в газомоторном варианте не предлагается. Однако на автобусах с карбюраторным двигателем предусмотрена возможность конверсии для работы на газовом топливе, причем как на компримированном (метан), так и на сжиженном (пропан-бутан).
Прямой конкурент "Группы ГАЗ" в сегменте городских автобусов, НЕФАЗ (входит в состав КАМАЗ), делает ставку на обновленный НЕФАЗ-5299. Унифицированные по кузову и основным узлам, эти автобусы предлагаются в нескольких вариантах для пригородных и городских перевозок, с низкопольным и полунизкопольным салоном. Для каждой из моделей предусмотрен газомоторный вариант исполнения, двигатели используют трех моделей: КАМАЗ-820.61, Mercedes-Benz M906 и Yuchai-YC6G260N. В сегменте автобусов малого класса КАМАЗ предлагает автобус Bravis совместного предприятия "КАМАЗ-Марко". Городская и пригородная модификации этого автобуса в газомоторном исполнении комплектуют двигателями Yuchai-YC4G190N мощностью 180 л.с..
Третий российский производитель автобусов VOLGABUS (ранее "Волжанин") - единственная компания, предлагающая на рынке отечественный туристический автобус Delta с газовым "сердцем". На машине установлен двигатель Yuchai-YC6MK300N мощностью 221 л.с., а газовые баллоны размещены под полом салона. (Не самое удачное решение для "туриста", так как баллоны съедают часть объема багажных отсеков.) Маршрутные автобусы СитиРитм, как городские, так и пригородные, могут комплектоваться двигателями двух моделей. Для серии LE это Yuchai-YC6G260N мощностью 260 л.с., для серии LF - 280-сильный MAN EO836LOH1. Автобусы среднего класса в линейке VOLGABUS представлены моделью Ритмикс, в качестве основы для которой используется шасси Ashok Leyland индийского производства. В газовом исполнении двигатель развивает мощность до 183 л.с.. Отдельного упоминания заслуживает новинка 2015 года - междугородный Volgabus-528512 Sерпанtин. По кузову он максимально унифицирован с городским СитиРитм, однако имеет классическую высокопольную компоновку с багажными отсеками снизу. Они достаточно объемные, несмотря на "городской" кузов, благодаря размещению баллонов с газом на крыше. Двигатель автобуса - все тот же 260-сильный Yuchai YC6G260N. Sерпанtин, кстати, сразу разрабатывался как газомоторный автобус, а дизель на него можно заказать только в качестве опции.
Белорусский МАЗ, успешно продающий в России автобусы с дизельным двигателем, как ни странно не предлагал до последнего времени на нашем рынке газомоторную технику. Сейчас ситуация изменилась, и МАЗ активно осваивает этот сегмент рынка. В 2014 году в России презентовали низкопольный городской МАЗ-203965, а в 2015-м МАЗ-103965, имеющий варианты исполнения и для городских, и для пригородных перевозок. Обе модели автобусов комплектуются двигателем Mercedes-Benz OM906 мощностью 279 л.с..
Для европейских производителей на российском рынке сейчас не лучшие времена. Подскочивший курс евро сделал и без того недешевые автобусы из ЕЭС непомерно дорогими. А война санкций и обострение отношений с Турцией (из которой шла львиная доля комплектующих и запчастей) закрыли дорогу для участия в тендерах госструктур. Хотя до кризиса газомоторные автобусы европейских компаний в России пользовались спросом. В частности, немецкий MAN предлагал популярную городскую модель Lion's City CNG с 13-литровым газовым двигателем мощностью 310 л.с..
А IVECO в 2014 году провел презентацию нового низкопольного городского автобуса Citelis CNG с двигателем Cursor 8 мощностью 290 л.с.. Для справки - газомоторные автобусы IVECO пользуются устойчивым спросом не только в Европе, но и в Азии. В частности, городские власти Пекина закупили 1400 автобусов этой марки, а из последних контрактов можно отметить соглашение о поставке 350 Citelis CNG в Астану (Казахстан) к выставке Expo 2017.
Где европейцам слезы, там китайцам радость. Можно не сомневаться, что производители из Поднебесной не упустят шанс занять позиции, потерянные европейцами в санкционной борьбе. Яркий тому пример - компания Golden Dragon, один из ведущих производителей автобусов в Китае. До недавнего времени китайский Дракон продавал в России только дизельные автобусы, но теперь ситуация в корне изменилась. С 2016 года Golden Dragon начинает продажи в России сразу пяти моделей газомоторных автобусов: туристической 6957CNG (длина 9,54 м, 35, 37 или 39 пассажиров), междугородной 6127CNG (длина 12,2 м, 49, 51 или 53 пассажира) и трех городских - 6845CNG, 6105CNG и 6125CNG длиной 8,39, 10,7 и 11,98 м соответственно. Количество мест для сидения варьируется от 18-26 у самой маленькой до 22-34 у самой большой модели в зависимости от компоновки салона.
В качестве силовой установки на всех автобусах установлены двигатели Yuchai (в Китае Yuchai занимает примерно те же позиции, что Cummins в Европе и Америке.) 60% выпущенных в Китае газомоторных автобусов укомплектованы именно этими моторами, да и отечественные производители их используют на своих машинах (см. выше).Так что с обслуживанием и запасными частями для них проблем никаких - техника в России известна и, можно сказать, популярна.
Газомоторные Golden Dragon комплектуются 6-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом стандарта Евро-5 мощностью 260 л.с. для туристической и городских моделей и 340 л.с. для междугородной. Исключение - самый маленький городской 6845CNG с 4-цилиндровым 182-сильным агрегатом. Что касается остальных характеристик, то здесь газомоторные "Драконы" ничем не отличаются от своих дизельных собратьев. Несущий кузов с катафорезной обработкой, дополнительные опции для эксплуатации в условиях холодного климата, несколько вариантов размещения сидений в салоне для каждой модели.
Естественно, Golden Dragon не единственный китайский автобусостроитель, представленный на российском рынке. King Long предлагает три модели туристических автобусов: 9-метровый XMQ6900-CNG (35 пассажиров), 12-метровый XMQ6120C-CNG (49-53 пассажира) и полутораэтажный 12-метровый XMQ6129Y-CNG (47 пассажиров). Автобусы комплектуются двигателями Yuchai YC6G260N мощностью 260 л.с., YC6MK340N (340 л.с.) и YC6MK375N (375 л.с.) соответственно. Характерная деталь всех газомоторных King Long-ов - установленные под полом салона баллоны с запасом газа.
Городские газомоторные автобусы китайского производства в России предлагает ООО "СТОРК" - официальный дистрибьютор компаний Yutong и Hengtong. Все автобусы оснащены двигателями Yuchai и газовыми баллонами, размещенными в коробах на крыше. Средний городской Yutong ZK6852HG-CNG рассчитан на перевозку 60 человек (из них 22 сидя), пассажировместимость большого низкопольного Yutong ZK6118HGA-CNG 81 человек (из них 25 сидя).
Полунизкопольный Hengtong CKZ6126HN4 оснащается таким же 260-сильным двигателем, но пассажиров на борт берет больше - его салон вмещает 100 человек, из них 26 сидя.
Газомоторный транспорт в России бурно развивается, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление на рынке как новых моделей, так и новых участников. Ближайшая возможность убедиться в правоте (или ошибочности) этих прогнозов предоставится в конце мая на фестивале "Мир автобусов" в Коломне.
Комментарии
Грузовые новости
- Tresa Motors представляет свой первый электрогрузовик
- Первый Тонар Т-35 отгружен для работы в Калининградскую...
- В России начали тестировать новый грузовик
- COMvex 2024: MAYER Cargoline разработала новый самосвал...
- SuperPanther – новый производитель тяжелых электрогрузо...
- «КАМАЗ» увеличил продажи автомобилей в России
- Renault Trucks ударит автопробегом по карбонизации
- Новый 140-сильный трактор — UMG показал модель T1404
- BYD провел в Китае анонс нового гибридного пикапа с вне...
- Мюнхенцы попробуют новую нишу с MAN hTGX
Последние обсуждения