«Умная» трансмиссия современных микроавтобусов – как выбирать рабочую жидкость?
Однако, как и в случае с «легковыми» АКПП, «умные» автоматические трансмиссии современных фургонов и микроавтобусов нуждаются в грамотном обслуживании и качественных расходных материалах. В первую очередь это относится к жидкости для АКПП.
Что такое АКПП?
Автоматическая коробка передач – очень удобный агрегат, обеспечивающий плавный разгон автомобиля и простоту управления скоростью. Кроме того, современные электронные системы позволяют значительно оптимизировать режимы движения – совместно контролируя и двигатель, и коробку передач (да ещё управляя различными антиблокировочными и противобуксовочными системами, а также системами стабилизации).
Рисунок 1 – АКПП значительно сложнее любых других типов трансмиссии
Однако чтобы добиться всех этих плюсов, автоматическая коробка передач должна работать «как часы». Достичь этого без применения качественной смазки невозможно! Причём в автоматической трансмиссии к смазочному маслу предъявляются настолько специфические требования, что и «маслом» эту жидкость порой называть некорректно…
Особенности масла для АКПП
По хитрости и «тонкости» конструкции автоматическая трансмиссия намного сложнее традиционных механических коробок передач. Однако «автоматикой» часто называют все типы коробок, переключение передач в которых так или иначе автоматизировано – это:
- «классические» АПКК (с гидротрансформатором в качестве сцепления и планетарными редукторами-ступенями);
- роботизированные коробки (в которых смену передач осуществляет робот-актуатор, сцепление в таких трансмиссиях может быть обычное, «сухое»);
- вариаторы (бесступенчатые трансмиссии с ременным или цепным приводом);
- коробки с двойным сцеплением (сочетают преимущества «механики» и «автомата», смена передач происходит практически без разрыва потока мощности от двигателя к колёсам).
Таким образом, тип жидкости для АКПП будет определяться конструкцией самой коробки. В данной статье под «автоматикой» понимается преимущественно «классическая» АКПП с гидротрансформатором. Рабочей жидкостью в таких трансмиссиях является специальный состав: ATF (Automatic Transmission Fluid). Среди других продуктов «автохимии» это, пожалуй, самая высокотехнологичная жидкость. К АТФ предъявляют очень строгие требования по вязкости, антифрикционным, притивоокислительным свойствам, наличию противоизносных и противопенных присадок и т.п.
Спектр задач для АТФ очень разнообразен, ведь она «обслуживает» ряд агрегатов (гидротрансформатор, планетарную передачу, управляющую гидросистему и пр.) совершенно отличных по конструкции. Причём требования к жидкости для этих агрегатов часто противоречивые (в одном случае жидкость должна снижать трение, в другом напротив – обеспечивать его повышение). При таком разнообразии рабочих режимов жидкость в АПКК «трудиться» в очень непростых условиях, нагреваясь до 80-90 °С (а при городском «пробочном» движении температура может превышать 150 °С – больше чем в двигателе!). Значительная вариация материалов деталей АКПП (сталь, бронза, алюминий) – благоприятная «почва» для химической коррозии. Следовательно, масло для АКПП должно иметь мощный пакет противокоррозионных присадок.
Рисунок 2 – Подобный «лабиринт» – обычная рабочая система каналов любой АКПП
Ещё одной важной особенностью АТФ-жидкости является необходимость поглощать избыток мощности в трансмиссии, а также обеспечивать работу гидротрансформатора (т.е. выступать в роли «жёсткой связки» между двигателем и колёсами). В этих режимах главное для АТФ – противостоять образованию пены. В противном случае трансмиссии грозит быстрый выход из строя. Поэтому для автоматических трансмиссий должна использоваться только специальная жидкость – лишь она отвечает всем требованиям, предъявляемым к сложному агрегату.
Какую жидкость для АКПП выбрать?
При выборе жидкости для АКПП как никогда важно следовать рекомендациям производителя трансмиссии. В настоящее время широко принятым стандартом для АТФ-жидкостей является тип DEXRON I, II, III. Для конкретной коробки тип применяемой жидкости обычно указан в паспорте автомобиля (и часто продублирован на щупе коробки). Однако, как и в случае с моторным маслом, рекомендации производителя указывают лишь на тип жидкости. Но такие продукты выпускает множество нефтехимических гигантов – какой из них предпочесть?
Если автомобиль новый (и ещё не снят с гарантии), то однозначной рекомендацией будет использовать ту оригинальную жидкость, которую производитель указал в сервисной книжке. Однако цена «оригинальных» масел для АПКК часто весьма высока. И потребитель не желает переплачивать – тем более, когда аналогичный продукт другого производителя (отвечающий тем же техническим требованиям) стоит гораздо дешевле.
Рисунок 3 – В АКПП любого автомобиля рекомендуется заливать только специальную, рекомендованную производителем, жидкость
В таком случае при самостоятельном подборе АТФ жидкости следует ориентироваться на:
- рекомендованный тип (см. выше);
- солидность фирмы-производителя (лучше отдавать предпочтение крупным нефтехимическим компаниям с мировым именем);
- величину вязкости (высокая, средняя, низкая);
- рабочий диапазон температур (учитывая климатическую зону эксплуатации автомобиля);
- позиционирование жидкости (например, АТФ «MOTUL DEXRON III» полностью соответствует спецификациям GENERAL MOTOR F-30336, FORD M 950805 и M 941108, а также ALLISON C-4/CATERPILLAR TO-2/VOITH).
Похожие статьи
Комментарии
Грузовые новости
- «Золото Кагана-2024»: «золотой» финиш Сотникова
- В Белоруссии стартовал выпуск нового самосвала-вездеход...
- «КАМАЗ» на MiningWorld Russia-2024
- Volkswagen начал принимать заказы на обновленный Crafte...
- «Золото Кагана-2024»: смена лидера
- Новый рекордный КПД дизельного двигателя
- «Золото Кагана-2024»: воскресная победа камазовца
- Continental выпустил грузовые шины нового поколения
- В Астрахани стартовал ралли-рейд «Золото Кагана-2024»
- Автобусы НЕФАЗ для Воронежа
Последние обсуждения