«Умная» трансмиссия современных микроавтобусов – как выбирать рабочую жидкость?
Статьи → FAQ
Во многих случаях автоматическая трансмиссия удобней традиционной «механики»: облегчает работу водителя, обеспечивает лучшую плавность разгона, позволяет двигателю работать в оптимальном режиме (особенно при эксплуатации в городе). Последнее обеспечивает также увеличение ресурса автомобиля, снижение вредных выбросов в атмосферу. А уменьшение расхода топлива означает прямое снижение затрат на эксплуатацию автопарка. Поэтому неудивительно, что коммерческие фургоны и «родственные» им микроавтобусы с автоматической трансмиссией завоёвывают всё большую популярность у бизнесменов.

Однако, как и в случае с «легковыми» АКПП, «умные» автоматические трансмиссии современных фургонов и микроавтобусов нуждаются в грамотном обслуживании и качественных расходных материалах. В первую очередь это относится к жидкости для АКПП.

Что такое АКПП?

 Автоматическая коробка передач – очень удобный агрегат, обеспечивающий плавный разгон автомобиля и простоту управления скоростью. Кроме того, современные электронные системы позволяют значительно оптимизировать режимы движения – совместно контролируя и двигатель, и коробку передач (да ещё управляя различными антиблокировочными и противобуксовочными системами, а также системами стабилизации).

 

Рисунок 1 – АКПП значительно сложнее любых других типов трансмиссии

 Однако чтобы добиться всех этих плюсов, автоматическая коробка передач должна работать «как часы». Достичь этого без применения качественной смазки невозможно! Причём в автоматической трансмиссии к смазочному маслу предъявляются настолько специфические требования, что и «маслом» эту жидкость порой называть некорректно…

Особенности масла для АКПП

По хитрости и «тонкости» конструкции автоматическая трансмиссия намного сложнее традиционных механических коробок передач. Однако «автоматикой» часто называют все типы коробок, переключение передач в которых так или иначе автоматизировано – это:

  • «классические» АПКК (с гидротрансформатором в качестве сцепления и планетарными редукторами-ступенями);
  • роботизированные коробки (в которых смену передач осуществляет робот-актуатор, сцепление в таких трансмиссиях может быть обычное, «сухое»);
  • вариаторы (бесступенчатые трансмиссии с ременным или цепным приводом);
  • коробки с двойным сцеплением (сочетают преимущества «механики» и «автомата», смена передач происходит практически без разрыва потока мощности от двигателя к колёсам). 

Таким образом, тип жидкости для АКПП будет определяться конструкцией самой коробки. В данной статье под «автоматикой» понимается преимущественно «классическая» АКПП с гидротрансформатором. Рабочей жидкостью в таких трансмиссиях является специальный состав: ATF (Automatic Transmission Fluid). Среди других продуктов «автохимии» это, пожалуй, самая высокотехнологичная жидкость. К АТФ предъявляют очень строгие требования по вязкости, антифрикционным, притивоокислительным свойствам, наличию противоизносных и противопенных присадок и т.п. 

Спектр задач для АТФ очень разнообразен, ведь она «обслуживает» ряд агрегатов (гидротрансформатор, планетарную передачу, управляющую гидросистему и пр.) совершенно отличных по конструкции. Причём требования к жидкости для этих агрегатов часто противоречивые (в одном случае жидкость должна снижать трение, в другом напротив – обеспечивать его повышение). При таком разнообразии рабочих режимов жидкость в АПКК «трудиться» в очень непростых условиях, нагреваясь до 80-90 °С (а при городском «пробочном» движении температура может превышать 150 °С – больше чем в двигателе!). Значительная вариация материалов деталей АКПП (сталь, бронза, алюминий) – благоприятная «почва» для химической коррозии. Следовательно, масло для АКПП должно иметь мощный пакет противокоррозионных присадок.

Рисунок 2 – Подобный «лабиринт» – обычная рабочая система каналов любой АКПП

Ещё одной важной особенностью АТФ-жидкости является необходимость поглощать избыток мощности в трансмиссии, а также обеспечивать работу гидротрансформатора (т.е. выступать в роли «жёсткой связки» между двигателем и колёсами). В этих режимах главное для АТФ – противостоять образованию пены. В противном случае трансмиссии грозит быстрый выход из строя. Поэтому для автоматических трансмиссий должна использоваться только специальная жидкость – лишь она отвечает всем требованиям, предъявляемым к сложному агрегату.

Какую жидкость для АКПП выбрать?

При выборе жидкости для АКПП как никогда важно следовать рекомендациям производителя трансмиссии. В настоящее время широко принятым стандартом для АТФ-жидкостей является тип DEXRON I, II, III. Для конкретной коробки тип применяемой жидкости обычно указан в паспорте автомобиля (и часто продублирован на щупе коробки). Однако, как и в случае с моторным маслом, рекомендации производителя указывают лишь на тип жидкости. Но такие продукты выпускает множество нефтехимических гигантов – какой из них предпочесть?

 

Если автомобиль новый (и ещё не снят с гарантии), то однозначной рекомендацией будет использовать ту оригинальную жидкость, которую производитель указал в сервисной книжке. Однако цена «оригинальных» масел для АПКК часто весьма высока. И потребитель не желает переплачивать – тем более, когда аналогичный продукт другого производителя (отвечающий тем же техническим требованиям) стоит гораздо дешевле.

Рисунок 3 – В АКПП любого автомобиля рекомендуется заливать только специальную, рекомендованную производителем, жидкость

В таком случае при самостоятельном подборе АТФ жидкости следует ориентироваться на:

  • рекомендованный тип (см. выше);
  • солидность фирмы-производителя (лучше отдавать предпочтение крупным нефтехимическим компаниям с мировым именем);
  • величину вязкости (высокая, средняя, низкая);
  • рабочий диапазон температур (учитывая климатическую зону эксплуатации автомобиля);
  • позиционирование жидкости (например, АТФ «MOTUL DEXRON III» полностью соответствует спецификациям GENERAL MOTOR F-30336, FORD M 950805 и M 941108, а также ALLISON C-4/CATERPILLAR TO-2/VOITH).


Дополнительные материалы


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.