Выбор масел для трансмиссии коммерческих фургонов
Статьи → FAQ
Как известно, синтетическое масло для двигателя обладает лучшими качествами по сравнению с минеральным. Однако трансмиссионное масло тоже бывает синтетическим. В чём же его преимущества?

Условия работы трансмиссионных масел

Многие автолюбители полагают, что смазка в трансмиссии не подвергается особым нагрузкам и поэтому длительное время можно обходиться без её замены. Действительно, в отличие от двигателя трансмиссионное масло не контактирует с раскалёнными картерными газами и не подвергается разрушительному окислению парами топлива. Да и рабочая температура смазки в коробке передач или редукторах мостов обычно ниже, чем в двигателе.

 

Рисунок 1 – Зубчатые пары в трансмиссии создают значительную нагрузку на смазочный слой

    Однако это не означает, что смазка в трансмиссии «живёт» в идеальных условиях. Ведь удельное давление в зубчатых зацеплениях очень велико. А значит, трансмиссионному маслу для образования надёжной защитной плёнки требуется высокая стойкость. Кроме того, механический износ деталей засоряет смазку абразивом. А ведь в трансмиссии нет фильтров! Следовательно, смазка должна эффективно работать при наличии посторонних частиц. Получается что к трансмиссионному маслу предъявляются не мене жёсткие требования, чем к моторному! В чём же проявляется преимущество «синтетики»? И есть ли оно вообще?


Синтетика или «минералка»?

 Чем отличаются синтетическое и минеральное масло? По сути, лишь способом производства основы. Для «минералки» основой является простая нефтяная фракция. А для «синтетики» эту основу синтезируют специально, заранее «программируя» требуемые свойства. Затем к основе добавляют пакет улучшающих присадок (противозадирных, противоокислительных, противопенных, моющих и т.п.). В этом смысле и минеральные и синтетические масла практически идентичны (разница опять-таки остаётся лишь в типе основы). Существует ещё полусинтетическая смазка. Для её производства берётся минеральная основа, «разбавленная» синтетическими компонентами (в пропорции до 50%). А затем к такой полусинтетической основе всё равно добавляется пакет присадок. Таким образом, полусинтетика оказывается неким компромиссом (в том числе и по стоимости) между двумя типами масел. 

Чем же оправдана высокая стоимость «синтетики»? Её главное преимущество – стабильность в широком диапазоне температур. Это означает, что синтетическое масло сохраняет требуемые характеристики и при рабочей температуре (для трансмиссии это 75-95 °С), и остаётся вязким при отрицательных температурах.

 

Рисунок 2 – Преимущество синтетического масла – его долговечность 

Второе преимущество – долговечность. Ресурс «синтетики» может в 1,5-2 раза превышать таковой для «минералки». А значит, несмотря на большую стоимость синтетической смазки, её применение оказывается выгодным – за счёт увеличения сроков замены. Причём, если в двигателе «синтетику» рекомендуют менять так же часто, как и минеральное масло (особенно при использовании некачественного топлива с повышенным содержанием серы), то для трансмиссии подобная «перестраховка» не требуется. И синтетическое масло действительно работает очень долго без потери полезных свойств. 

Однако у минерального масла есть свои преимущества перед «синтетикой». Это уже отмеченная низкая стоимость. А также надёжность при чрезмерном повышении рабочей температуры. Парадоксально, но в этом случае достоинство «синтетики» (лучшая текучесть в широком диапазоне температур) оборачивается недостатком – смазка будет интенсивно «убегать» через уплотнители. Так что джиперам и их тяжёлым внедорожникам не серьёзном бездорожье лучше заправляться «минералкой». А вот развозные коммерческие фургоны, большую часть времени эксплуатирующийся на «городских» скоростях, напротив выиграют от применения синтетической «трансмиссионки». 


Сроки и способы замены масла

 Наряду с выбором типа смазки, работоспособность трансмиссии во многом зависит от соблюдения сроков замены. Конкретные цифры (в километрах пробега или времени эксплуатации) указаны производителем автомобиля. Ориентировочно эти периоды составляют 70-150 тыс. км пробега или 3-5 лет (если транспорт эксплуатируется не очень интенсивно).

При замене смазки промывка картера трансмиссионных агрегатов (коробки скоростей или заднего моста, а также раздаточной коробки, или редуктора рулевого управления/гидроусилителя руля) не требуется. Также при полной исправности агрегатов в процессе эксплуатации смазку не нужно доливать (ведь расхода на угар в трансмиссии нет).

Рисунок 3 – При замене смазки необходимо тщательно соблюдать рекомендованную технологию процедуры

Однако в ряде случаев долив всё-таки необходим (например, после устранения течей). При этом следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • в идеале, доливать следует то же трансмиссионное масло, что было залито в агрегат;
  • при отсутствии идентичной смазки, лучше долить продукт того же изготовителя (пусть и другого типа), чем аналогичный по характеристикам, но другой фирмы;
  • нежелательно смешивать синтетические и минеральные масла;
  • во избежание этого, необходимо внимательно соблюдать процедуру замены смазки. В частности, строго выдерживать время слива «обратки», рекомендованное автопроизводителем – этим достигается гарантированное удаление остатков старой смазки из всех полостей агрегата.


Дополнительные материалы


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.