Тест-драйв Volvo FMX: Карьерный рост
Новости → Тест-драйв
Пятиосный самосвал массой 66 тонн, крутые подъемы и спуски, водные преграды и море пыли… Так проходили ходовые испытания новых грузовиков для строительного сегмента Volvo FMX.

Летом 2010 года компания Volvo Trucks вывела на рынок новую модель – автомобиль для строительного сегмента Volvo FMX. Тогда нам удалось обкатать ее в действующем гранитном карьере в местечке Каллеред недалеко от Гетеборга (см. «КА» №6’2010). И вот по прошествии всего трех лет с небольшим мы снова оказались в этом карьере – на презентации модели FMX уже следующего поколения. 

Десять отличий
Основа кабины нового Volvo FMX осталась прежняя, а вот передняя маска поменялась радикально. Появились иная решетка радиатора, а также фары с V-образными cветодиодными огнями в духе моделей FH и FM последнего поколения. Традиционная эмблема с косой полосой  стала крупнее и переместилась выше, под лобовое стекло. Бампер теперь состоит из трех частей, что упрощает ремонт. 

Тест-драйв Volvo FMX
Фары нового FMX, помимо стандартной защитной решетки, могут иметь и дополнительную, более мелкую. Радиатор защищен снизу. Подножки – на гибких кронштейнах.
По центру бампера находится буксирная проушина из литого чугуна. Она усилена и выдерживает уже не 25, а 32 тонны. 

В интерьере кабины все изменилось кардинально. Приборная панель, выкрашенная в черный цвет, для большего удобства еще сильнее развернута к водителю. Справа от щитка приборов появился дополнительный цветной дисплей борт-компьютера, а под ним – более удобный блок управления микроклиматом салона.  Угол наклона водительского кресла увеличился на 4 градуса, его спинка стала тоньше, улучшились боковая поддержка и поясничный подпор. На рулевое колесо вынесены клавиши управления круиз-контролем, навигацией и телефоном. Для увеличения пространства в районе ног водителя замок зажигания переместился еще выше на приборной панели. Более того, в кабине возрос объем вещевых отсеков. 

Тест-драйв Volvo FMX
Новая приборная панель для удобства еще больше развернута к водителю.
Тест-драйв Volvo FMX
Рулевая колонка регулируется педалью.
Тест-драйв Volvo FMX
Стояночный тормоз включается клавишей. Удобно, но не всегда.
Тест-драйв Volvo FMX
Кабина FMX может поставляться и в спальном варианте: с одной спальной полкой (на фото), или с двумя – с высокойкрышей Globetrotter.
Автомобиль Volvo FMX предлагается с различными вариантами колесных формул – от 4х2 и 6х4 (включая полноприводные 4х4 и 6х6) до 8х4 и даже 10х4. На машины устанавливаются 6-цилиндровые турбодизельные моторы: D11 рабочим объемом 10,8 л, мощностью 330 – 450 л. с., а также D13 (12,8 л), имеющие от 420 до 540 «лошадок». Двигатели D11 оборудованы системой впрыска Сommon Rail, а 13-литровые агрегаты оснащены индивидуальными насос-форсунками. Для соответствия экологическим нормам Евро 6 двигатели укомплектованы системой SCR AdBlue, неохлаждаемой системой рециркуляции отработавших газов EGR, а также саморегенерирующим фильтром твердых частиц DPF.  

Тест-драйв Volvo FMX
Турбодизели D11 и D13 - cтандарта Евро 6, хотя за пределы стран ЕС могут быть поставлены и в версиях Евро 5, Евро 4 и даже Евро 3.
Экстрим-вождение
Презентацию новых автомобилей Volvo FMX организовали эффектно – в действующем гранитном карьере. Тест-драйв был разбит на два этапа. Один назывался «Экстремальное вождение» и состоял из преодоления на машинах крутых подъемов, спусков и водных преград. Второй этап проходил по дорогам с менее сложным рельефом, однако на нем предстояло опробовать сверхтяжелые грузовики, включая автопоезда.

Мы начали с экстрима. Первым подопытным оказался самосвал 8х4 с двигателем в 460 л.с. Все тестируемые FMX были оснащены роботизированными 12-ступенчатыми коробками I-Shift (интервал замены масла у них возрос до 450 тыс. км). 

Тест-драйв Volvo FMX
Селектор «автомата» I-Shift можно перевести в ручной режим и работать клавишами «+» и «-». На выбор и два алгоритмаработы: «Economy»и «Power».
Трогаемся с места на удивление легко, при этом на дисплее светится цифра 5 – номер включенной передачи. Как же так, ведь машина должна быть груженая, полной массой 44 т! Однако оказалось, кузов был пуст. Но мы с лихвой это компенсировали, быстро подрулив к погрузчику.  

Тест-драйв Volvo FMX
Выносной пульт поз­во­ляет поднимать кузов, управляя оборотами двигателя,и контролировать нагрузку на оси.
Тест-драйв Volvo FMX
Осматривать содержимое кузова помогает лесенка. Вот только забираться на нее приходится с земли. Где же подножка на переднем крыле и поручень на крыше?
«Умное» рулевое
Особо эффектным оказался трюк, когда при прохождении холмистого участка типа «стиральная доска» водитель попросил убрать руки с руля…. Нет, мы не слетели с дороги. Автомобиль, изрядно наклоняясь в обе стороны и подпрыгивая, тем не менее, строго держал направление и ехал ровно. Как оказалось, секрет заключается в двух ноу-хау Volvo Trucks. Во-первых, это система динамического рулевого управления Volvo Dynamic Steering (VDS). Она включает специальный электромотор с электронным управлением, подсоединенный к гидроусилителю. Получая команду от многочисленных датчиков (с периодичностью до 2000 раз в секунду!), обеспечивается минимальное усилие на рулевом колесе при максимальной информативности. Более того, система VDS максимально устраняет толчки на рулевом колесе от неровности дороги, что существенно облегчает нагрузку на руки и спину водителя. А при движении задним ходом «умное» рулевое само центрует автомобиль. Второе ноу-хау –  задняя пневмомодвеска колес, которая автоматически удерживает заданный клиренс - на отметке 300 мм. 

Тест-драйв Volvo FMX
Усовершенствованная задняя пневмоподвеска поддерживает клиренс в 300 мм и улучшает управляемость автомобиля.
Пересаживаемся на другой автомобиль – трехосный (6х6) полноприводный самосвал с двигателем в 420 л. с. Дополнительный передний ведущий мост и блокируемый межосевой дифференциал  сослужили службу при прохождении водной преграды, когда машина, цепляясь всеми колесами за мокрый щебень, быстро выпрыгнула на сухой участок дороги. Здесь особо проявилась эластичность двигателя Евро 6 – отнюдь не самого мощного в линейке D13. Так, максимальный крутящий момент в 2100 Нм у него достигается в диапазоне 860 – 1400 оборотов в минуту. Для сравнения, предшественник с агрегатом Евро 5 в 420 л. с. выдавал 1900 Нм при 1000 – 1400 об/мин. 

Юркие тяжеловесы
Третья наша машина оказалась, как и первая, 8х4, но с трехосной тележкой и поворотной последней осью. Такой автомобиль имел меньший радиус разворота и оказался более маневренным. А вот тронуться под горку на этом самосвале оказалось не так и просто. В отличие от других опробованных на ходу FMX, эта модель не имела системы помощи при трогании на подъеме – Hill Holder. Пришлось задействовать «ручник». А он на новых FMX не совсем обычный – кнопочный. В штатных режимах это, бесспорно, удобно: клавишу на себя – включил, от себя – выключил. Однако в нашем случае клавише не хватало свободного хода, который имеется в привычной ручке управления и так необходим для точной дозировки тормозного усилия. Но мы справились.

Тест-драйв Volvo FMX
Самосвальный автопоезд полной массой 56 т на подъеме помогает тронуть с места система против отката  Hill Holder.
И вот на очереди  второй этап - и сверхтяжелые машины. Садимся за руль пятиосного (10х4) самосвала полной массой… 66 тонн! Его особенность – последняя поворотная и при этом двускатная ось, изготовленная шведской фирмой Terberg. Несмотря на внушительный вес, махина резво набирает скорость – как-никак под кабиной самый мощный движок - в 540 л. с. Вдруг перед самым крутым подъемом сидящий рядом инструктор приказывает остановиться, включить ручной режим трансмиссии I-Shift и ехать дальше. Первая передача, вторая, третья, четвертая…. Двигатель начинает работать внатяг. Еще секунда - и мы станем... Перейти бы на ступень ниже! Но инструктор не дает этого сделать. Газ в пол и ... автомобиль взбирается на подъем. Браво! А как он замедляется на спусках! Мощности фирменному моторному тормозу VEB (Volvo Engine Brake) не занимать.

Тест-драйв Volvo FMX
Пятиосный Volvo FMX с управляемой задней осью Terberg весил ни много ни мало – 66 тонн! Однако двигатель в 540 л. с. и «автомат» I-Shift резво разгоняли машину.
Под конец теста берем седельный тягач 6х4. Кабина – со спальником. Под ногами – 460 «лошадок». А за спиной – автопоезд массой 56 тонн. Ничего страшного. Мотор резво разгоняет машину, поднимая за ней столбы пыли. Местные водители, работающие в карьере на одноклассниках конкурирующих марок, то и дело с завистью  смотрели нам вслед.

Тест-драйв Volvo FMX

Дополнительные материалы



Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.