Обзор рынка строительно-дорожной техники в России
Новости → Аналитика
Рынок строительно-дорожной техники в России после падения на протяжении последних лет начал восстанавливаться. Позитивный тренд отмечается по многим ключевым позициям. Наряду с этим, благодаря господдержке, модернизации производства, улучшению качества выпускаемой продукции и расширению номенклатуры свои позиции укрепляют российские заводы. Ассоциация «Росспецмаш», ряды которой 20 апреля пополнили компании строительно-дорожного машиностроения, представляет обзор отрасли.

Причины падения

Пик падения спроса на строительно-дорожную технику пришелся на 2015 год. В 2014 году, по данным Росстата, в России было реализовано 57 666 ед. техники (произведенной в РФ и импортируемой), а в 2015 г. – только 25 745 ед. В прошлом году падение продолжилось, но существенно замедлилось – спрос составил 24 626 ед.

Основными причинами падения в отрасли стали негативные экономические явления, такие как сокращение объемов строительных работ, рост кредитных ставок. Весомую роль сыграло и подорожание в 1,5-3 раза импортной техники и оборудования.

Вне тренда

Чтобы слабый рубль как в сельхозмашиностроении быстрее поспособствовал росту производства отечественных машин, отрасли нужно было перестроиться. Но полностью подстроиться под курс на импортозамещение за год-два для отечественного рынка не представлялось возможным.

Тем не менее, позитивные процессы были запущены. Наметилось оживление среди российских производителей. Если в 2015 г. на территории России произвели 5730 ед. техники, то в 2016 г. уже 6760 ед. При этом доля на внутреннем рынке отечественных производителей в количественном выражении составила 45%.

Рынок в 2017 г.

Рост рынка строительно-дорожной техники продолжился и в 2017 г. За первые 5 мес. текущего года в России было произведено свыше 2,8 тыс. ед. строительно-дорожной техники (без учета прицепов, полуприцепов и коммунальной техники), тогда как за аналогичный период прошлого года (АППГ) было произведено 2,35 тыс. ед. техники.

Выпуск погрузчиков увеличился в 3,7 раза – до 97 ед., дорожных катков в 2,3 раза – до 112 ед., экскаваторов произвели на 21% больше – 606 ед., автопогрузчиков на 21% больше – 188 ед., автогрейдеров на 20% больше – 210 ед., автокранов на 20% больше – 1239 ед., автобетоновозов на 15% больше – 159 ед.

За первые 5 мес. текущего года почти вдвое вырос импорт строительно-дорожной техники – с 6 106 ед. до 11 980 ед., по бульдозерам он составил 93% (409 ед.), по каткам 36% (452 ед.), по экскаваторам208% (1 162 ед.), по грейдерам 183% (85 ед.), по кранам 116% (41 ед.), по фронтальным погрузчикам 168% (1434 ед.).

В денежном выражении поставки строительно-дорожной техники в Россию по итогам января – мая 2017 г. выросли на 58% до 40,76 млрд руб. Рост в первую очередь связан с укреплением рубля и увеличением спроса на технику.

Всего за первые 5 мес. 2017 г. объем рынка строительно-дорожной техники составил 14 780 ед., тогда как за аналогичный период прошлого года – 8 460 ед.

По прогнозам, российский рынок строительно-дорожной техники составит в 2017 г. порядка 190-200 млрд руб., при этом на долю отечественных производителей придется 34% в денежном выражении. В 2016 г. он составил порядка 150 млрд руб., а доля российских производителей 29%.

Лидеры и ключевые позиции

В отрасли строительно-дорожного машиностроения на внутреннем рынке ситуация складывается таким образом, что по ряду ключевых позиций вне конкуренции находятся либо иностранные, либо российские производители, а в некоторых сегментах между ними существует сильная конкуренция.

Например, на продукцию отечественных заводов в 2016 г. пришлось 79% рынка автогрейдеров, поставки составили 514 ед. Среди лидеров сегмента такие предприятия, как ЗАО «Брянский арсенал» (Брянская область), член Ассоциации «Росспецмаш» - ООО «Завод «Дорожных машин» (Ярославская область) и ряд других компаний.

По поставкам автобетоносмесителей на внутренний рынок российские производители и вовсе не знают конкуренции со стороны иностранных заводов (доля составила в 2016 г. 98% - 364 ед.). Лидирующие позиции занимают входящее в Ассоциацию «Росспецмаш» ЗАО КОМЗ-Экспорт (Ростовская область) и ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (Республика Башкортостан).

Также российские производители занимают по итогам прошлого года 99% внутреннего рынка в сегменте автокранов. За этот период они отгрузили свыше 3700 ед., в то время, как импорт составил всего 34 ед. Лидируют здесь ОАО «Автокран» (Ивановская область), член Ассоциации «Росспецмаш» - АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская область), АО «Клинцовский автокрановый завод» (Брянская область) и ОАО «Челябинский механический завод» (Челябинская область).

Доминирование обусловлено высоким качеством продукции отечественных заводов, которое соответствует мировым стандартам, действующими мерами государственной поддержки российских заводов и более приемлемыми ценами на выпускаемые ими машины.

Напряженная конкуренция между российскими и иностранными производителями наблюдается на рынке:

  • бульдозеров (доля отечественных заводов составляет 41%), 
  • одноковшовых экскаваторов (40%), 
  • трубоукладчиков (59%).

В свою очередь импорт оккупировал такие сегменты, как поставки погрузчиков (в зависимости от вида погрузчиков доля российских производителей по итогам 2016 г. составила от 0 до 4%), дорожных катков (доля российских производителей – 12%), асфальтоукладчиков (доля отечественных предприятий 2%) и экскаваторов-погрузчиков (доля – 36%).

Эффективная господдержка

Эксперты Ассоциации «Росспецмаш» и Минпромторга РФ прогнозируют дальнейший рост спроса на продукцию компаний отечественного строительно-дорожного машиностроения. Причиной для оптимистичных прогнозов являются такие факторы, как начало восстановления экономики, растущий износ парка эксплуатируемой техники, отложенный спрос и внедрение новых эффективных механизмов государственной поддержки.

Среди них запущенная в 2017 году программа льготного лизинга, распространяющаяся в отношении производителей строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники. Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 г., лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительно-дорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет в свою очередь компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 г. выделяется 2,5 млрд руб.

По прогнозам Минпромторга РФ, реализация в 2017 году программы субсидирования лизинга строительно-дорожной, коммунальной техники и прицепов позволит обеспечить дополнительный объем производства и реализации на российском рынке свыше 5 тысяч единиц машин.

За счет сохранения действующих мер господдержки и внедрения новых механизмов Минпромторг планирует к 2030 г. увеличить долю российских заводов на внутреннем рынке в количественном выражении с 45 до 80%. Эксперты Ассоциации «Росспецмаш» считают, что это вполне реалистичные задачи.


Комментарии

Написать

Грузовые новости

Раздел грузовые новости был создан специально для тех, кто всегда хочет быть в курсе последних событий, происходящих в мире грузового автотранспорта. Структура раздела удобна и понятна для пользования. Вся информация поделена на тематические блоки, благодаря чему вы без труда подберете нужную для себя информацию. Владельцы транспортных компаний, водители большегрузных автомобилей, спецтехники, любители гонок на грузовиках, да и просто автолюбители, интересующиеся новостями о грузовых автомобилях, непременно найдут для себя массу полезной и интересной информации.